В эту среду у меня была предзащита в лабе. Это мероприятие необязательное, организует его сам научрук, если хочет. Плюс в том, что, во-первых, в отличие от предзащиты на кафедре, тебя слушают люди, которые шарят в том, чем ты занимаешься. Во-вторых, нет жёсткого ограничения по времени (не надо успеть всю группу отслушать), поэтому можно выступать все 10 минут, как на защите, а потом ещё и полчасика пообсуждать :)
Готовился к выступлению я второпях, потому что в выходные у меня был какой-топриступ раздолбайства творческий кризис, и я лишь немного поковырялся в презентации с предзащиты на кафедре. Всё в итоге делалось в последний вечер и получилось далеко не идеально. Я постарался сразу пометить на полях сделанные замечания, и на основании этого теперь хочу дать несколько советов.
Не подумайте, что тем самым я хочу выпендриться или показаться «шибко умным». Все эти советы основаны на косяках, которые сделал никто иной, как ваш покорный слуга :) Итак, вот список. Постарался отсортировать по серьёзности (критичные сверху):
Не повторяйте моих ошибок, ведь у вас есть финишные грабли.
Готовился к выступлению я второпях, потому что в выходные у меня был какой-то
Не подумайте, что тем самым я хочу выпендриться или показаться «шибко умным». Все эти советы основаны на косяках, которые сделал никто иной, как ваш покорный слуга :) Итак, вот список. Постарался отсортировать по серьёзности (критичные сверху):
- Меньше введений — больше дела. Моей ошибкой было то, что я не следил за пропорциями, переделывая 5-минутную презентацию с предзащиты на кафедре в 10-минутную. Вышло так, что в ту часть, где я рассказываю, что и как я делал, ничего не добавилось. В итоге: большое введение, много про результаты, а по делу — чуть-чуть посерёдке. Это вызвало бурю вопросов: народ не всё понял про алгоритм и про то, что конкретно я сделал.
- Подводите итог результатам. У меня были какие-то графики, показывающие производительность. Но они были не очень очевидные, логарифмическая шкала, несколько кривых (отдельный недостаток, кстати). Поэтому зрителю по ним было нереально сделать вывод о том, сколько же времени нужно на моделирование для типичной модельки. Надо было сделать отдельный слайд, где большими буквами написать, что для машинки из стапицот вершин моделирование выполнялось одну наносекунду и это КРУТО.
- Опишите область применимости. У меня спрашивали, в каких приложениях это может применяться, для моделирования каких материалов подходит мой алгоритм. Надо или сразу оговорить это, или быть готовым отвечать на соответствующий вопрос.
- Похвастайтесь МНСК. Если вы были на МНСК (или другой конференции) и заняли призовое место, обязательно стоит сказать об этом где-то в конце. У Тани упоминание об этом было внизу на первом слайде, но там оно не бросалось в глаза, а только перегружало слайд. Если же места вы не заняли, есть мнение, что всё равно стоит написать, что участвовали в конференции. Наличием публикации вы подчёркиваете, что ваша работа не в вакууме, научное сообщество с ней ознакомлено.
- Говорите об аналогах крайне аккуратно. Говорить, что решений данной задачи ещё не существует, опасно. Потому что может оказаться, что кто-то из присутствующих знает аналог, которого не знаете вы, и он лучше вашей работы, и получится упс. Совсем не говорить тоже не вариант, обязательно спросят. Если сказать, что аналоги закрытые/платные, всё равно кто-нибудь зловредный может спросить: «И сколько они стоят? Вот, у меня есть лишние 100500 рублей, не лучше ли мне купить готовое оттестированное решение, чем использовать ваше плохонькое, но бесплатное?». Но это если сильно не повезёт :) Одним словом, обоюдоострый меч эти аналоги, даже и не знаю, как с ними безопасно обращаться.
- Будьте точны в формулировках. У меня в работе используется видеокарта, но это отнюдь не честное GPGPU. Просто перенос рассчитанной деформации на детализированную геометрию происходит непосредственно при её отображении, и новые позиции вычисляются прямо в шейдере. Тем не менее, в презентации фигурировала громкая фраза «вычисления на графическом процессоре». Отсюда сразу возникают вопросы вроде «А что вы использовали, CUDA или OpenCL?» И я краснею и говорю: «Да нет, я тут так, плюшками балуюсь...»
- Будьте ещё и внимательны к формулировкам! Опасайтесь двусмысленностей, проверьте, не может ли какая-нибудь фраза читаться двояко. У меня на слайде, где я подвожу итоги сделанному, было написано «обнаружение событий — выполняется». Я имел в виду, что я реализовал это обнаружение, и теперь оно в процессе моделирования берёт и выполняется. Половина зрителей подумала, что работа над этим выполняется, ещё не закончена. То есть как раз наоборот!
- Будьте скромнее. Говорить «я» в науке не принято. Старайтесь говорить безличными приложениями: «алгоритм был реализован», а не «я реализовал алгоритм». Ну и слайд «Моя работа» лучше переименовать в «Проделанная работа», что ли :)
- Хорошее — нехорошо. Говорить что у вас «хорошее быстродействие» — только зря злить комиссию, потому что возникает ощущение, что оно у вас не такое уж и хорошее. Потому что, если оно действительно хорошее, скажите прямо, какое оно и почему это хорошо. Пусть, в крайнем случае, оно будет «приемлемым для данной задачи». Использовать слова «хороший/плохой» просто не принято в научном стиле речи.
- Отвечайте на поставленный вопрос. Очень злит человека, задающего вопрос, если вы вместо ответа пускаетесь в пятиминутные рассуждения о том, как вы исследовали эту проблему и какие есть варианты. И в итоге внятного ответа так и не говорите. Спросили «сколько времени занимает расчёт?» — отвечайте сразу: «3 миллисекунды». А потом уже можно начинать: «Ну, вообще-то если так-то мерить, то получится то-то, и так далее». Главное, чтобы человек получил свой ответ. А дальше уже можете отмазываться, сколько угодно :)
Не повторяйте моих ошибок, ведь у вас есть финишные грабли.
Полезный пост. Давно ждал :)
ОтветитьУдалить